Формы бухгалтерской и налоговой отчетности

Сотрудники ООО Аудит Баланс г. Тверь комментируют закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ

ОТЛИЧИЯ НОВОГО ЗАКОНА О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 402-ФЗ

Новый закон о бухучете (402-ФЗ)  вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие Закона 402-ФЗ распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, госорганы, ЦБ РФ, ИП, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства (а также прочие структурные подразделения), находящиеся в РФ.
Раньше от обязанности ведения бухучета были освобождены организации, перешедшие на УСН, а так же граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, к которым приравниваются адвокаты (п.2, п.3 ст. 4 Закона 129-ФЗ ). В Законе 402-ФЗ  не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухучета, в зависимости от применяемой ими системы налогообложения.
При этом, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона 402-ФЗ , бухучёт могут не вести:
ИП, лица занимающиеся частной практикой (в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, они ведут учет налогообложения в установленном порядке);
находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства (в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, они ведут учет налогообложения в  установленном порядке).
Закон оперирует такими понятиями, как:
Экономический субъект (129-ФЗ организация);
Бухгалтерская (финансовая отчетность);
Уполномоченный федеральный орган;
Стандарт бухгалтерского учета;
Международный стандарт;
План счетов бухгалтерского учета;
Отчетный период.
Руководитель экономического субъекта (организации);
Факт хозяйственной жизни (129-ФЗ хозяйственная операция);
Организации государственного сектора.

Многие из этих понятий перенесены из 129-ФЗ. Но есть и нововведения. Так известное нам понятие «хозяйственная операция» заменено на «факт хозяйственной жизни» (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств – п.8 ст. 3 Закона 402-ФЗ).

Впервые упомянуты МСФО (стандарты бухучета, применение которых традиционно в международном деловом обороте, независимо от конкретного наименования такого стандарта – п.3 ст.3 Закона 402-ФЗ).



В отличие от 129-ФЗ, в соответствии п.3 ст.7 нового ФЗ, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухучета на главбуха или иное должностное лицо организации, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Возможность заключения договора по ведению бухучета в кредитных организациях не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухучета на главбуха.

Только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухучета на себя.

Новый ФЗ четко обозначил требования для главбухов (должностных лиц, на которых возлагается ведение бухучета) следующих экономических субъектов:

ОАО (за исключением кредитных организаций);
Страховых организаций;
Негосударственных пенсионных фондов;
Акционерных инвестиционных фондов;
Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах 
фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг 
(за исключением кредитных организаций);
Органов управления государственных (территориальных) внебюджетных фондов.

В соответствии с п.4 ст.7 нового ФЗ, главбух (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухучета) вышеперечисленных организаций должен:

1) иметь высшее профобразование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской   (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из   последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального   образования по специальностям бухучета и аудита — не менее пяти лет из последних семи  календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Этим требованиям должны соответствовать и физ.лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухучета. А юр.лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.7 нового ФЗ).

Главбух кредитной организации должен отвечать требованиям ЦБ РФ (п.7 ст.7 нового ФЗ).

Требования, которым должны будут соответствовать главные бухгалтеры (лица, на которые возлагается ведение бухучета) в соответствии с п.4, п.6 ст.7 нового ФЗ не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу нового ФЗ, т.е. на 01.01.2013, уже возложено ведение бухучета (п.2 ст.30 нового ФЗ).

Новым ФЗ введено само понятие учетной политики. Учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухучета (п.1 ст.8 нового ФЗ). При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 нового ФЗ).

Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета на тех объектах, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета. При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухучете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 нового ФЗ).

Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.

В Законе 402-ФЗ отсутствует упоминание об унифицированных формах первичных документов.

Формы первичных документов теперь должны утверждаться не учетной политикой организации, а её руководителем (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета (п.4 ст.9 нового ФЗ).

В соответствии с п.5 ст.9 нового ФЗ, первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В новом ФЗ отсутствует прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, но есть условие допустимости исправлений: допускаются исправления в первичных документах, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п.7 ст.9 нового ФЗ).

Допускается включение в документы бухучета копий изъятых документов, изготовленных в порядке, установленном законодательством



Формы регистров бухучета утверждает руководитель (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета (п.5 ст.10 нового ФЗ).

Так же, как и первичные документы, регистры бухучета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Исправления, вносимые в регистры бухучета, также должны быть датированы и подписаны ответственными лицами, с расшифровкой их ФИО.

Новым ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты регистров бухучета:

наименование регистра;
наименование экономического субъекта, составившего регистр;
дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который 
составлен регистр;
хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета;
величина денежного измерения объектов бухучета, с указанием единицы
измерения;
наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и
инициалов, или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В статье 5 нового ФЗ более подробно обозначены объекты бухучета:
факты хозяйственной жизни;
активы;
обязательства;
источники финансирования его деятельности;
доходы;
расходы;
другие объекты, в случае, если это установлено федеральными стандартами.



В старом Законе отсутствовало описание требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Эти требования содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Требования к бухгалтерской отчетности, указанные в новом ФЗ, соответствуют ПБУ 4/99 и не содержат принципиально новых моментов.

В описании состава бухгалтерской отчетности, «отчет о прибылях и убытках» (129-ФЗ) заменен на «отчет о финансовых результатах» (402-ФЗ).

В новом ФЗ отсутствует прямое описание случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Но, при этом, в соответствии с п.38 ПБУ 4/99, статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

А также, в главе «Общие требования к бухучету» нового ФЗ появились такие статьи, касающиеся бухгалтерской отчетности, составляемой в особом порядке:

Статья 16 –«Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юр.лица»;

Статья 17– «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юр.лица».

Статья об особенностях бухгалтерской отчетности при реорганизации юр.лица регламентирует формирование отчетности реорганизуемого юр.лица и юр.лица, возникшего в результате реорганизации. Так, согласно п.4 ст.16, последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации, должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты госрегистрации последнего из возникших юр.лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юр.лица).

На основании последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации.

Возникшее в результате реорганизации юр.лицо, за исключением бюджетных организаций, должно составить первую бухгалтерскую отчетность, по состоянию на дату его госрегистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п.6 ст.16 нового ФЗ).

Что касается ликвидации организации, то согласно п.4 ст.17 нового ФЗ, последняя бухгалтерская отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юр.лица.



В соответствии со ст. 20 нового ФЗ, регулирование бухучета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей 
бухгалтерской ( финансовой ) отчетности, а также уровню развития науки и 
практики бухучета;
принципом единства системы требований к бухучету;
упрощения способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую
(финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных
форм НКО;
применения МСФО, как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых
стандартов;
недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов 
и государственному контролю (надзору) в сфере бухучета.

Согласно ст. 21 нового ФЗ к документам в области регулирования бухучета относятся:

федеральные стандарты;
отраслевые стандарты;
рекомендации в области бухгалтерского учета;
стандарты экономического субъекта.

Согласно новому ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21).

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п.5 ст.21 нового ФЗ).

До утверждения органами государственного регулирования бухучета федеральных и отраслевых стандартов,  применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу нового ФЗ (п.1 ст.30 нового ФЗ).

Рекомендации в области бухучета применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия осуществлению организацией ее деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения ведения этим субъектом бухучета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно.

В соответствии с п.15 ст.21 нового ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему ФЗ. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным. Рекомендации в области бухучета, а также стандарты организации не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Согласно новому ФЗ, разработкой и утверждением федеральных стандартов будут заниматься госорганы регулирования и субъекты негосударственного регулирования.



Комментировали новый 402-ФЗ аттестованные аудиторы, эксперты по бухучету и налогообложению ООО «Аудит-Баланс»

kisspng-internal-audit-finance-audit-management-lockpath-5b0ad4a84daaf3.6301569015274364563181

АУДИТ

kisspng-financial-accounting-accountant-ledger-clip-art-adherence-to-deadlines-with-quality-assurance-5ade1f6ba104d8.8596417415245064756595

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ

cropped-1571893754

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

pngwing.com (5)

КОНСАЛТИНГ

uslugi-bukhgaltera-uslugi-bukhgaltera-v-jekaterinburge-bukhgalterskoe-obsluzhivanie-autsorsing-bukhgalterii-bukhgalterskie-uslugi.-8

КУРСЫ БУХГАЛТЕРА

exp-pic

Экспертиза